ртуть
, 53 года8 февраля 2021 17:38
среди посетивших иерусалим гостей была и царица из страны шва (I мелахим 10:1-2). это государство было очень богатым, и его столица называлась китор (таргум шени 1:3). по мнению ряда комментаторов, оно располагалось на аравийском полуострове, недалеко от берега ям-суф - красного моря (абраванель, мелахим 10:22).
когда гостью ввели во дворец, шломо сидел на троне в зале, где и стены, и пол были изготовлены из хрусталя. царица швы, подумав, будто он сидит посередине зеркально чистого водоема, приподняла подол платья, чтобы перейти через воду (таргум шени 1:3; оцар ишей аТанах, шломо).
во время многочасовой встречи между ними возникло особое духовное понимание (I мелахим 10:2-3, радак). в ходе последующих бесед царь шломо обучил гостью многим тайнам мудрости (раши и радак, I мелахим 10:13).
осмотрев дворец и столицу, царица швы была потрясена до глубины души и сказала шломо: "верно было то слово, что я слышала в своей земле о твоих делах и твоей мудрости. Но я не верила словам, пока не пришла и не увидела всего своими глазами. теперь я поняла, что мне и половины не было сообщено: мудростью и благом ты превзошел молву, которая о тебе ходит. счастливы твои люди, счастливы эти твои слуги, что всегда находятся с тобой и слышат твои мудрые слова. Да будет благословен г-сподь, твой б-г, который возвел тебя на престол израиля. из вечной любви г-спода к израилю поставил он тебя царем - творить суд и справедливость" (I мелахим 10:6-9).
в мидраше приоткрывается сокровенная цель этого визита. государство, которым правила гостья, было основано швой, внуком праотца авраама от его последней жены кетуры (не случайно, столица страны называлась китор) (см. берешит 25:3, раши). и когда авраам отослал сыновей и внуков от кетуры "на восток, в страну востока" (там же 25:6), он велел им оставаться там лишь до тех пор, пока его потомки, сыновья израиля, будут находиться в зависимости от других народов - у себя на родине или в изгнании. но как только потомкам кетуры станет известно, что евреи обрели надежную независимость и "живут в безопасности", они должны были вернуться на святую землю и своей помощью и праведным служением израилю удостоиться права жить в эпоху царя-машиаха. в царствование шломо потомки кетуры предположили, что эра машиаха уже началась, и прислали посольство во главе с царицей швы. но в ходе ее визита выяснилось (вероятно, от самого шломо, знавшего пророческим путем о будущем разрушении храма), что срок еще не настал (бешем амро, хаей сара 25).
во время встречи с высокой гостьей шломо вступил с ней в близость, и прямым потомком дочери, родившейся от этой связи, стал вавилонский царь невухаднецар, который спустя четыре столетия захватил иерусалим и разрушил построенный шломо храм (оцар мидрашим 46; раши, I мелахим 10:13; седер адорот).
среди посетивших иерусалим гостей была и царица из страны шва (I мелахим 10:1-2). это государство было очень богатым, и его столица называлась китор (таргум шени 1:3). по мнению ряда комментаторов, оно располагалось на аравийском полуострове, недалеко от берега ям-суф - красного моря (абраванель, мелахим 10:22).
когда гостью ввели во дворец, шломо сидел на троне в зале, где и стены, и пол были изготовлены из хрусталя. царица швы, подумав, будто он сидит посередине зеркально чистого водоема, приподняла подол платья, чтобы перейти через воду (таргум шени 1:3; оцар ишей аТанах, шломо).
во время многочасовой встречи между ними возникло особое духовное понимание (I мелахим 10:2-3, радак). в ходе последующих бесед царь шломо обучил гостью многим тайнам мудрости (раши и радак, I мелахим 10:13).
осмотрев дворец и столицу, царица швы была потрясена до глубины души и сказала шломо: "верно было то слово, что я слышала в своей земле о твоих делах и твоей мудрости. Но я не верила словам, пока не пришла и не увидела всего своими глазами. теперь я поняла, что мне и половины не было сообщено: мудростью и благом ты превзошел молву, которая о тебе ходит. счастливы твои люди, счастливы эти твои слуги, что всегда находятся с тобой и слышат твои мудрые слова. Да будет благословен г-сподь, твой б-г, который возвел тебя на престол израиля. из вечной любви г-спода к израилю поставил он тебя царем - творить суд и справедливость" (I мелахим 10:6-9).
в мидраше приоткрывается сокровенная цель этого визита. государство, которым правила гостья, было основано швой, внуком праотца авраама от его последней жены кетуры (не случайно, столица страны называлась китор) (см. берешит 25:3, раши). и когда авраам отослал сыновей и внуков от кетуры "на восток, в страну востока" (там же 25:6), он велел им оставаться там лишь до тех пор, пока его потомки, сыновья израиля, будут находиться в зависимости от других народов - у себя на родине или в изгнании. но как только потомкам кетуры станет известно, что евреи обрели надежную независимость и "живут в безопасности", они должны были вернуться на святую землю и своей помощью и праведным служением израилю удостоиться права жить в эпоху царя-машиаха. в царствование шломо потомки кетуры предположили, что эра машиаха уже началась, и прислали посольство во главе с царицей швы. но в ходе ее визита выяснилось (вероятно, от самого шломо, знавшего пророческим путем о будущем разрушении храма), что срок еще не настал (бешем амро, хаей сара 25).
во время встречи с высокой гостьей шломо вступил с ней в близость, и прямым потомком дочери, родившейся от этой связи, стал вавилонский царь невухаднецар, который спустя четыре столетия захватил иерусалим и разрушил построенный шломо храм (оцар мидрашим 46; раши, I мелахим 10:13; седер адорот).